Правозащитники переключатся с колоний на СИЗО, ИВС и спецприёмники

Правозащитники переключатся с колоний на СИЗО, ИВС и спецприёмники
20 Декабря 2013

В ноябре этого года советом Общественной палаты РФ был сформирован новый состав Общественной наблюдательной комиссии Владимирской области по контролю за обеспечением прав человека в местах лишения свободы. Председатель ОНК третьего созыва Андрей Лыков рассказал журналистам об итогах работы организации за 2013 год и планах на будущее. 

Состав комиссии  расширен с 13 до 17 человек. Основное внимание общественников было приковано к учреждениям УФСИН. Главная задача - работа по обращениям осужденных, связанным с жалобами на применение физического насилия или угрозами его применения. В  этой части, выражаясь современным молодежным сленгом, топовое место по-прежнему принадлежит ИК-3 (колония строгого режима областного центра). По словам А. Лыкова, в текущем году такого большого количества жалоб от сидельцев этой колонии, как в конце 2012 года, уже нет. Однако вопросы остались. Последний резонансный случай произошел минувшим летом. Осужденный Алексей Сковороднев, этапированный в исправительное заведение из СИЗО №3 г. Кольчугино, скончался в запираемом помещении ИК-3 - по официальной версии, от прободной язвы тонкой кишки. Общественники внимательно изучили медицинскую карту молодого человека, побеседовали с сотрудниками колонии. И не нашли сведений о том, что умерший страдал хроническими заболеваниями. При этом дежурный врач колонии  В. Иванов сообщил, что на лице и теле погибшего имелись гематомы. Члены ОНК и родственники 

А. Сковороднева инициировали проверку, но Следственный комитет не нашел состава преступления, уголовное дело возбуждено не было. 

Ничем окончилось и расследование по следам событий прошлой зимы. Напомним: заключенные ИК-3 жаловались на применение физической силы и издевательства со стороны сотрудников колонии. Помимо следственных органов и внутренней проверки УФСИН, «тройкой» занимались федеральные правозащитники -  глава Совета при президенте России по правам человека - Михаил Федотов, представители уполномоченного по правам человека РФ. И тоже не сделали негативных выводов относительно методов обращения сотрудников исправительного заведения с контингентом. Впрочем, по словам Лыкова, доказать вину работников УФСИН (или других осужденных) в части необоснованного применения силы действительно непросто. Для этого нужны веские аргументы - следы побоев (к моменту проверки синяки обычно уже не видны), видеозаписи. Одни слова, как говорится, к делу не пришьешь. Что же касается внутренних расследований УФСИН, Андрей Лыков заметил, что вообще не помнит ни одного случая, когда по результатам жалоб в ОНК представители этой системы признали бы вину своего сотрудника и подвергли его дисциплинарному взысканию. Сегодня осужденные ИК-3 напрямую не  заявляют о нарушении своих прав, но в беседах с общественниками ведут себя скованно: опасаются, что разговор может прослушиваться, боятся говорить откровенно  из-за возможных последствий. 

На пресс-конференции вместе с журналистами находился и представитель УФСИН (на снимке слева).Он не вступал в полемику с правозащитником и лишь однажды бросил реплику, подчеркнув слова Лыкова о том, что негативных фактов обращения с осужденными в ИК-3 не было установлено.

В текущем году в ОНК поступило 428 обращений от осужденных и их родственников - это в два раза меньше, чем в прошлом году. Общественников порадовало, что заключенные нашего региона практически не жалуются на бытовые условия и питание. А вот медицинское обслуживание в местах принудительного содержания оставляет желать лучшего. Андрей Лыков рассказал: недавно члены ОНК посетили ИК-10 - исправительное заведение для женщин. Одна из заключенных, имеющая целый букет серьезных заболеваний (в том числе СПИД), пожаловалась, что не может получить эффективной медицинской помощи. Только после вмешательства правозащитников начальник колонии пообещал направить женщину в учреждение другого региона для прохождения  лечения. 

Много вопросов вызывает организация медицинского обслуживания в учреждениях УМВД - СИЗО, спецприемниках, временных изоляторах. По словам Лыкова, медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым оказывают неохотно. Общественникам приходилось лично настаивать на вызове врача по просьбе заключенных - например, с повышенной температурой или давлением. (Кстати, за последние полгода в ИВС и отделениях полиции Владимирской области зафиксировано пять случаев смерти заключенных, которым не успели вовремя оказать медицинскую помощь). 

Еще одна  болевая точка осужденных - низкая заработная плата. И это проблема не только нашего региона. По мнению членов ОНК, заключенные получают за свою работу копейки. Сварка двери, например, стоит 150 рублей. Женщины, отбывающие наказание в исправительных заведениях ИК-1 и ИК-10, трудятся  на швейных производствах полный рабочий день. При этом их зарплата может составлять 500 рублей в месяц. А ведь у многих сидельцев есть материальные иски, по которым надо платить, и семьи, которым они хотели бы помогать. С работающих осужденных удерживаются денежные средства за коммунальные услуги, питание и одежду - от зарплаты нередко остается не более 25% (осужденные, которые не работают, за свое содержание ничего не платят!) А. Лыков считает: такой труд вполне можно назвать рабским. Осужденные должны получать хотя бы минимальную заработную плату. Жалобы заключенных касаются также условно-досрочного освобождения. Много обращений поступает из женских колоний: осужденным (даже тем, кто усердно работает) трудно получить поощрения, необходимые для того, чтобы претендовать на досрочный выход из мест лишения свободы.  Есть претензии у общественников и к учреждениям системы УМВД. А. Лыков поделился своими впечатлениями от недавнего посещения нескольких мест принудительного содержания в областном центре: изолятора временного содержания, спецприемника для лиц, арестованных в административном порядке и камер административно задержанных. Последние поразили общественников больше всего. Дежурные сотрудники не знали, в соответствии с какими нормативно-правовыми актами  людей помещают в камеры. Протоколы задержания не имели отметки о том, что родственникам задержанных сообщили об их местонахождении. Из беседы с задержанными выяснилось: молодые люди сидят в камере уже 12 часов. За это время их не кормили и не предоставили постельных принадлежностей. По словам А. Лыкова, это грубые нарушения законодательства. Поэтому члены ОНК нового созыва приняли решение сместить акценты  с исправительных заведений УФСИН на учреждения УМВД. В ближайшее время общественники намереваются посетить районные ИВС, СИЗО и спецприемники.

Короткая ссылка на новость: http://www.sovetonk.ru/~36l9N

Не указан форум для отзывов.



ПОМОЩЬ ОСВОБОДИВШИМСЯ И ЗАКЛЮЧЕННЫМ 

obr.png  uzn.png   

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 РОТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ОНК



!Справочник для осужденных и освобождающихся инвалидов!


logosinposta2.gif

Служба отправки сообщений

лицам, находящимся под стражей или отбывающим наказание



Совет ОНК в Telegram
Telegram-Logo.png
Youtube Канал "Совет ОНК"

Без названия.png
  

Столкнулся с нарушением 
прав граждан?
кнопка_заявки.png




ОНКкнопка_КОДЕКС_ЭТИКИ.gif