Размышления члена ОНК

Размышления члена ОНК
14 Октября 2014

Ложные цели, ошибочные выводы.

Нет предела человеческому разуму. Чем бы люди не занимались их никогда не покидает мысль о том, что нельзя ли сделать это лучше, совершеннее, результативнее. Понятно - прогресс не остановить, хотя каждый видит путь к нему по-своему.

Не так давно прочитал прямо-таки сенсационную заметку в газете «Независимая газета» под заголовком «Правозащитникам не нужны председатели». Автор - Екатерина Трофимова. С ней делятся мыслями на заданную тему члены Совета по развитию общественного контроля при комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, и лично правозащитник В. Осечкин. Цитата по тексту заметки «… Они сильно возмущены, что членам комиссии (т.е. ОНК) запрещено посещать колонии без согласия ее председателя». Во как! Интересно бы узнать в каких регионах. Но так как уже третий состав подряд члены ОНК Омской области единогласно избирают меня председателем нашей комиссии, посчитал возможным откликнуться на эту заметку и рассказать, как обстоят дела «с запретами» в нашем регионе. Правда не стал уточнять у автора заметки - может ему и редактор газеты не нужен?

Однако, оказалось, что тема председателей ОНК родилась не спонтанно, а имеет свою предысторию, развитие. На недавно состоявшемся заседании постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы при СПЧ при Президенте Российской Федерации (председатель А.В. Бабушкин) в более вежливой форме в плане основных мероприятий на 4 квартал 2014 года предлагается инициировать внесение в регламенты ОНК субъектов РФ нормы о праве каждого члена направлять от имени комиссии уведомления о планируемом посещении мест принудительного содержания.

Откуда же появляется председатель ОНК, который кому-то не нужен? Оказывается, это один из членов комиссии, кому вручен мандат по решению Совета Общественной палаты Российской Федерации на осуществление полномочий по общественному контролю в местах принудительного содержания (от 5 до 40 человек). Согласно ст. 8 ФЗ №76–ФЗ на первом заседании любой комиссии большинством голосов утверждается ее Регламент. Согласно регламента работы ОНК Омской области, единогласно утвержденного на первом заседании третьего состава 18 ноября 2013 года, были избраны председатель, два заместителя и секретарь комиссии (п. 2.2 регламента, протокол №1 от 18.11.2013). То есть процедура избрания председателя проходила строго в соответствии с юридическими нормами и соответствует общепринятым демократическим стандартам. Также в Регламенте предусмотрены основания для досрочного прекращения полномочий председателя комиссии – решение общего собрание членов комиссии (п/п «б» п. 3.6 Регламента). Председатель не назначается кем-либо, он избирается и отстраняется от своего общественного поста членами самой комиссии. Он зависит только от них!

Теперь об уведомлениях. Уведомления соответствующих ведомств о мероприятиях ОНК, включая плановые и неплановые визиты в места принудительного содержания, координация деятельности членом ОНК между заседаний комиссии относятся к обязанностям председателя (п. 3.5 Регламента), т.е. любой член ОНК может обратиться к председателю, заместителю председателя с требованием о направлении уведомления о посещении того или иного места принудительного содержания, а председатель обязан его выполнить.

Согласно нашего Регламента члены комиссии вправе принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания и иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания (п. 4.1 Регламента). Каждый член ОНК фиксирует поступившие в его адрес жалобы, обращения у секретаря комиссии (для учета, дальнейшего анализа, координации работы). При рассмотрении предложений, заявлений и жалоб на заседаниях комиссии может быть принято решение о необходимости их проверки, в том числе с посещением учреждения из которого они поступили. В случаях, не терпящих отлагательств, решение о проведении проверки может быть принято председателем (заместителем председателя) ОНК с участием не менее 2-х человек (п. 4.4 Регламента).

В соответствии с требованием ст. 15 ФЗ №76-ФЗ от 2008 года о планируемом посещении мест принудительного посещения общественная наблюдательная комиссия, указывая намеченные к посещению места принудительного содержания и даты посещения, уведомляет соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся соответствующие места принудительного содержания. Т.е. закон не применяет понятие «член комиссии» когда говорит об уведомлении, а говорит о комиссии в целом. От имени комиссии обязан выступать председатель ОНК, также как в любых других случаях руководитель той или иной организации, учреждения, ведомства. В нашем регламенте (п. 3.5) в обязанности председателя входит «связь с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями».

Из такого же понимания нормы закона исходит, например, приказ Минюста России от 28.11.2008 №652 «Об утверждении положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественной наблюдательной комиссии», п. 3 которого определяет, что председатель комиссии предоставляет начальнику территориального органа УИС список членов комиссии с указанием контактных номеров телефонов и сведения о местонахождении комиссии. Аналогичные нормы содержатся в приказах МФД, ФСБ и т.д. Трудно себе представить, чтобы вместо сведений о местонахождении комиссии на информационных стендах были указаны домашние адреса членов комиссии, контактные номера телефонов.

Хочется надеяться, что очень демократично настроенные руководители столичных правозащитных центров, предлагая, например, введение в регламенты комиссии тех или иных пунктов, не забудут о том, что регламенты принимаются не в Москве, а в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно. Если даже какие-либо рекомендации будут подготовлены в плане заявленной ими темы: «Правозащитникам не нужны председатели», то надо понимать, что в принудительном порядке такие рекомендации не могут быть реализованы. В этом случае что, прекращать полномочия комиссии? Надуманность подобного предложения очевидна, т.к. если председатель нарушает права членов комиссии на посещение мест принудительного содержания, он может быть легко освобожден от этой должности самым демократичным способом, лишением полномочий решением общего собрания членов комиссии.

А что касается конфликтов внутри ОНК, то они как раз и связаны с подобными непродуманными предложениями, которые дезорганизуют работу комиссий искусственным противопоставлением индивидуальных полномочий членов ОНК и коллективных форм деятельности ОНК как субъектов общественного контроля. Такое вот двуединство.

P . S . К числу инициатив, якобы направленных на совершенствование общественного контроля в местах принудительного содержания, относятся попытки превратить СПЧ в Федеральную ОНК и наделение его членов полномочиями одинаковыми или очень схожими с ОНК. При всем уважении к СПЧ, его членам, не могу не обратить внимание уже в который раз, что такие предложения находятся вне действующего правового поля.

В дополнение к ранее подготовленным и доступным для широкой публики материалам «О дискуссии вокруг ФОНК» могу обратить внимание на то, что ОНК действуют на основе широкой демократической процедуры, свои полномочия получают в соответствии с действующим федеральным законом по решению Совета Общественной палаты Российской Федерации, что еще раз закреплено в недавно принятым ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Очень важно напомнить принцип субъектной территориальности – в субъекте РФ действует одна ОНК.

СПЧ формируется и действует на основании подзаконного акта – Указа Президента РФ, которым утверждено соответствующее Положение.

Если даже предусмотреть наделение полномочиями по ст.24 УИК РФ членов СПЧ о том, что они без специального на то разрешения имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, мы увидим, что там сказано «в пределах соответствующих территорий».

Но самое интересное не это. Ч. 1 ст. 24 УИК РФ начинается со слов «при исполнении служебных обязанностей». Вопрос: на какой службе члены СПЧ состоят?

Нет предела человеческому разуму. Иногда возникают сомнения.

Идет прямо-таки атака за СПЧ = ФОНК. Плюсуют для ее усиления ОПРФ, но она и без этого является субъектом общественного контроля по ФЗ «Об общественной палате РФ», «Об основах общественного контроля в РФ».

Попытки создать ФОНК через изменения и дополнения в ФЗ №76-ФЗ на сегодняшний день не удались. Поэтому пытаются превратить СПЧ в ФОНК, но эта попытка тоже не состоятельна, т.к. СПЧ не признается субъектом общественного контроля по действующему законодательству и по своей правовой природе не может им быть. Повторяю, что членство в СПЧ не является видом государственной службы (военной, гражданской, правоохранительной). Вопрос: читают ли авторы подобных предложений, например, ст. 24 УИК РФ, ст. 50 ФЗ «О полиции» и др. нормативно-правовые документы.

С уважением,

Председатель ОНК Омской области Р.Р. Мингалимов

Короткая ссылка на новость: http://sovetonk.ru/~dEhLB

Не указан форум для отзывов.



ПОМОЩЬ ОСВОБОДИВШИМСЯ И ЗАКЛЮЧЕННЫМ 

obr.png  uzn.png   

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 РОТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ОНК



!Справочник для осужденных и освобождающихся инвалидов!


logosinposta2.gif

Служба отправки сообщений

лицам, находящимся под стражей или отбывающим наказание



Совет ОНК в Telegram
Telegram-Logo.png
Youtube Канал "Совет ОНК"

Без названия.png
  

Столкнулся с нарушением 
прав граждан?
кнопка_заявки.png




ОНКкнопка_КОДЕКС_ЭТИКИ.gif