Выездное заседание Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека в Нижегородской области

Выездное заседание Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека в Нижегородской области
28 Июня 2013
                        21 июня 2013 года в ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН РФ по Нижегородской области состоялось выездное заседание Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Заседание было посвящено ситуации в ИК-1 ГУФСИН РФ по Нижегородской области, откуда поступили многочисленные жалобы осужденных на незаконное применение к ним физической силы в ходе проведения обысковых мероприятий.

 

            Руководил заседанием председатель Совета Михаил Федотов. В заседании приняли участие: заместитель директора ФСИН России генерал-майор Анатолий Рудый, члены Общественной наблюдательной комиссии, члены ОП РФ, руководство ГУФСИН по Нижегородской области, представители СУ СК РФ по Нижегородской области и прокуратуры Нижегородской области.

 

            В ходе заседания участниками были изучены материалы проверки, проведенной членами ОНК по Нижегородской области, были осмотрены помещения штрафного изолятора. Также были проведены беседы с осужденными, подававшими жалобы в ОНК, и с сотрудниками исправительной колонии и ГУ ФСИН, принимавшими участие в проведении обысковых мероприятий.

            Представители администрации ИК-1 не подтвердили применение насилия, а сам факт наличия телесных повреждений и поступившие жалобы объяснили тем, что это провокация, направленная на дезорганизацию работы учреждения, о чем у них имеется оперативная информация. Надзирающий прокурор несколько раз выступал с негативными характеристиками на осужденных, обратившихся в ОНК с жалобами.

           

            По результатам заседания представители ФСИН России и представители правоохранительных органов пришли к выводу, что факт применения физической силы в отношении осужденных не может считаться установленным, и что окончательные выводы могут сделать только органы следственного комитета и прокуратуры. Однако было признано, что в действиях сотрудников ГУФСИН усматриваются многочисленные признаки дисциплинарных проступков, за совершение которых должностные лица ГУФСИН будут привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

            Члены ОНК по Нижегородской области абсолютно солидарны с выводами, касающимися многочисленных нарушений, допущенных офицерами ГУФСИН в ходе проведения мероприятий в ИК-1. На наш взгляд, должностными лицами не были предприняты действия и выполнены требования нормативных актов, соблюдение которых исключило бы как возможность незаконного применения физической силы в отношении осужденных, так и возможную провокацию со стороны осужденных.

            К таким нарушениям можно отнести следующие действия (бездействие):

 

  1. Руководил действиями отряда специального назначения исполняющий обязанности начальника оперативного управления ГУФСИН РФ по НО, в то время как, согласно приказу директора ФСИН России, в колонию вместе с подразделением специального назначения должно выезжать должностное лицо рангом не ниже заместителя начальника территориального органа исполнения наказаний.
  2. Не осуществлялась видеозапись специального мероприятия.
  3. При проведении мероприятия не присутствовал надзирающий прокурор.
  4. Не производилась фиксация записи стационарных камер видеонаблюдения, установленных в ПКТ и ШИЗО.

 

Кроме того, члены ОНК также пришли к выводу, что должностными лицами ФКУ ИК-1 ГУФСИН РФ по Нижегородской области, на наш взгляд, были совершены действия (допущено бездействие), которые привели к существенному затруднению расследования жалоб на применение незаконного насилия:

 

1.      Одна из камер видеонаблюдения, как раз та, которая расположена в месте предположительного избиения, во время проведения специального мероприятия была развернута объективом в стену.

2.      Лица сотрудников специальных подразделений были закрыты масками, а на форменной одежде отсутствовали какие-либо идентифицирующие знаки, что делает невозможным установление конкретного лица, подлежащего привлечению к ответственности.

3.      Доводы администрации ИК-1 о том, что телесные повреждения и последующее обращения в ОНК является частью провокации, члены ОНК не могут воспринять в качестве доказательств, так как информация является «оперативной» и сам факт ее наличия, а также ее достоверность ничем не подтверждается.

Негативная характеристика осужденных, данная надзирающим прокурором, также не была принята в учет членами ОНК, так как личностная характеристика осужденного не может служить оправданием применения незаконного насилия, а также никак не опровергает жалобы осужденных.

4.      Медицинское освидетельствование осужденных было проведено лишь спустя несколько дней после происшествия, а телесные повреждения описаны таким образом, что в ходе проведения судебно-медицинской экспертизы будет очень сложно установить точную дату образования телесных повреждений и механизм их образования (не указана точная локализация, размеры, цвет и т.д.).

5.      После происшествия не были вызваны сотрудники Следственного комитета РФ, а доследственная проверка проводилась силами подразделений ГУФСИН по Нижегородской области, что является грубейшим принципа независимости расследования. Фактически расследование проводилось тем государственным органом, на действия должностных лиц которого были поданы жалобы. Это также привело к несвоевременной фиксации телесных повреждений, непроведению такого важного следственного действия, как осмотр места происшествия, а также к тому, что заявители не были допрошены с разъяснением им норм УК РФ об уголовной ответственности за заведомо ложный донос и дачу заведомо ложных показаний. Последнее обстоятельство, на взгляд ОНК, также повлияло на то, что многие осужденные в дальнейшем отказались от своих показаний либо изменили их.

6.      Надзирающий прокурор фактически проигнорировал ситуацию, сложившуюся в исправительной колонии, нарушения при проведении обыска и при проведении дальнейшей проверки своевременно не выявил, эффективных мер прокурорского реагирования не предпринял.

7.      Члены ОНК также не исключают, что на заявителей оказывалось психологическое давление с целью понудить их к отказу от своих показаний или к изменению их. Об этом свидетельствует не только многочисленные факты отказа, но и прямые сообщения осужденных о давлении на них и поступающих угрозах о переводе их в ЕПКТ (место строгой изоляции) ИК-14. Эта угроза осужденными была воспринята реально, так как трое осужденных действительно были переведены в ИК-14 и водворены в ЕПКТ, где они сразу же под видеозапись дали пояснения, что телесные повреждения они нанесли себе сами. Со слов осужденных, эта видеозапись была им продемонстрирована администрацией ИК-1 в качестве доказательства реальности угроз.

 

На основании анализа всех указанных выше обстоятельств члены ОНК по Нижегородской области на заседании Комиссии решили довести свою позицию до сведения руководства ФСИН РФ, Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Нижегородской области, областной прокуратуры, членов Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека и членов Общественной палаты РФ.

 

 

 

           

           

Председатель ОНК

Нижегородской области

Листков А.Н.

Короткая ссылка на новость: http://www.sovetonk.ru/~afiEp

Не указан форум для отзывов.



ПОМОЩЬ ОСВОБОДИВШИМСЯ И ЗАКЛЮЧЕННЫМ 

obr.png  uzn.png   

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 РОТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ОНК



!Справочник для осужденных и освобождающихся инвалидов!


logosinposta2.gif

Служба отправки сообщений

лицам, находящимся под стражей или отбывающим наказание



Совет ОНК в Telegram
Telegram-Logo.png
Youtube Канал "Совет ОНК"

Без названия.png
  

Столкнулся с нарушением 
прав граждан?
кнопка_заявки.png




ОНКкнопка_КОДЕКС_ЭТИКИ.gif